Нет, я не безумец, мне и так хорошо(с) Репутация – это то, что о тебе знают другие. А честь – это то, что знаешь о себе ты сам.(с)
Социально-генетическая структура цетагандийского общества:
читать дальшеНа нижней ступениэволюции социальной структуры Цетаганды стоят обычные цетагандийцы. Это обслуживающий класс в самом широком смысле этого слова – от производства и сферы обслуживания, до учителей и ученых (кроме биологов и генетиков – это занятие привилегированных классов). Они слабо генетически модифицированы; могут размножаться естественным путем (но все равно только после генсканирования), хоть и воспринимают это как нечто неприличное. По отношению к гемам они могут находиться в положении личного подчинения. Гены выдающихся представителей этой группы могут быть включены в геном гемов.
Это, естественно, наиболее многочисленный класс – они составляют больше 80% цетагандийцев.
Важно отметить, что хоть они и могут восприниматься гемами как "люди второго сорта", они воспринимаются в первую очередь людьми, в отличие от представителей других цивилизаций, отношение к которым редко перешагивает эту важную ступень.
Следующая ступень – "младшая аристократия" – гемы. Они занимают посты в военной и гражданской администрации сатрапий (цетагандийских колониальных планет-государств), занимаются внешними дипломатическими и торговыми сношениями, внешней и внутренней безопасностью. Также это ведущие ученые биологи и генетики (в том, что не касается человеческого генома). Их отличают существенные генетические изменения, как за счет экспериментов аутов, так и из-за "вливания" крови аутов через браки с аут-леди. Они не могут размножаться естественным путем (из-за значительных изменении в женской репродуктивной системе), мужчины вполне репродуктивны. Для них характерна кланово-семейная структура; по отношению к аутам они находятся в личном и семейном вассальном подчинении.
Гемы составляют больше 15% цетагандийского общества.
На самом верху со времен становления Империи находятся ауты. Это император, сатрап-губернаторы, часть административной верхушки не силовых ведомств, а также – и в основном – управление всеми изменениями в генофонде цетагандийцев (Звездные Ясли). Они неспособны размножаться естественным путем; и генетически наиболее далеки от обычных людей. Они образуют так называемые "созвездия" – не столько семьи, сколько генетические линии, и именно в руках созвездий аутов (которые составляют менее 5% цетагандийцев) сосредоточена вся верховная власть – политическая и генетическая.
Система управления:
читать дальшеВо главе Цетагандийской Империи стоит на первый взгляд единовластный правитель Император. Его волей принимаются все законы и указы в империи. Он назначает сатрап-губернаторов из аутов, управляющих восьмью цетагандийскими сатрапиями. Система управления состоит из различных ведомств, посты в которых могут занимать, как ауты, так и гемы. При этом военные ведомства и СБ комплектуются практически целиком только из последних.
Параллельно этой, вполне понятной для не-цетагандийца линии, существует также линия генетического управления, не менее, а иногда и более, важная для нации. Во главе ее стоит Императрица, которая, как правило, является главой Звездных Яслей. Помимо прочих своих функций, заключающихся в управлении всей генетической политикой Цетаганды, за ней решающий голос в Совете Яслей (в который входят консорты сатрапий – аут-леди, отвечающие за деятельность Яслей на их территориях), в том числе и в вопросе принятия в Совет новой леди-консорта, кандидатуру которой представляет Совет.
Брак, семья, формирование потомства
читать дальшеБрак на Цетаганде представляет собой союз для объединения генов представителей разных кланов в потомстве (потомство внутри клана формируется по решению главы клана). Брачный контракт может подразумевать что угодно, от единичного мероприятия до уникального партнерства (когда все потомство одного из партнеров формируется только от указанного в контракте партнера) –взаимного или одностороннего. Уникальным является партнерство императора, императрицы, аут-леди и гем-лорда, в остальных случаях – по желанию договаривающихся сторон. Брачные контракты довольно часто заключаются на время, и подобный союз может вообще не иметь ничего общего с семьей, кроме воспроизводства потомства. Его воспитанием занимается тот из кланов, к которому по контракту оно будет принадлежать – супруги совершенно не обязаны жить вместе. Таким образом, связь в браке куда слабее, чем связь внутри клана. Как следствие, среди высших слоев цетагандийского общества распространенно многоженство.
Среди аутов брачные контракты заключаются исключительно по указанию Звездных Яслей, а для заключения подобных контрактов в других классах необходимо их одобрение. Все это в первую очередь касается аутов и гемов, но не может не отражаться так же и на низших слоях, и на восприятии цетагандийцами остального человечества.
Генетическая неспособность как аут-, так и гем-женщин к естественному воспроизводству потомства так же обусловлена потребностями генетических экспериментов в масштабах расы, и подкреплена культурно. Естественная беременность и естественные роды считаются чем-то диким и крайне неэстетичным-и-нефункциональным. Практически все потомство на Цетаганде производится искусственно, в репликаторах.
При этом брак и секс – две совершенно не связанные друг с другом вещи. Как говорят цетагандийцы, брак – это общественный долг, а секс – личное дело каждого, и поэтому дело практически совершенно свободное. Однако он подчиняется некоторым неписаным правилам: крайне неприлично, например, вступать в сексуальные контакты родственникам ближе третьего колена (троюродным можно, а двоюродным уже нет). К сексу на Цетаганде относятся эстетически, воспринимая его как своеобразную разновидность искусства. Поэтому там распространены картинки, фото и зрелища, которые иностранцы склонны трактовать как порнографию. Гомосексуальные связи на Цетаганде всегда считались нормой. Мужчины и женщины по-своему прекрасны, и отвергать что-либо значит нарушать естественный порядок вещей.
Воспитание и образование
читать дальшеУчиться цетагандиец начинает лет в пять-шесть. В обществе отношение к обучению очень серьезное, существует развитая сеть как государственных, так и частных школ. На этапе школьного обучения третий класс и гемы не смешиваются. Качество обучения в них примерно одинаковое, разница – в культуре, ритуалах и т.д.
Воспитание мальчиков и девочек, а также представителей разных каст значительно различается. У рядовых цетагандийцев и гемов мужчин больше настраивают на работу, карьеру, почтительность к старшим, а девочек – на домашние дела, мягкость и заботу о муже. У аутов подобное деление происходит на более глобальном уровне, порождая с одной стороны аристократических управленцев, а с другой аут-леди, как ответственных за сохранение и усовершенствование генофонда Цетаганды.
По окончании школы образование начинается профильное образование. Распределение по профилям происходит в зависимости от результатов множества тестирований (что соответствует идеи наилучшего использования ресурсов), хоть и не отрицает возможности самостоятельного решения – правда, в ограниченных пределах. Значительная часть третьего класса получает специальное образование, однако среди них немало и тех, кто получает высшее образование вместе с гемами. Этот этап взаимодействия способствует укреплению общественных связей и закладывает основы будущей карьеры молодых цетагандийцев.
Ауты в этом процессе не участвуют, поскольку их система образования закрыта для посторонних.
Менталитет
читать дальше
Описанные особенности менталитета цетагандийцев необходимо учитывать при разработке персонажей этого блока, но не стоит забывать и о том, что возможны отличия в приложении к военным или полувоенным условиям Барраяра.
В отличие от Барраяра, чья изоляция оказалась результатом непроизвольного "схлопывания" ПВ-туннеля, Цетаганда изначально и совершенно осознанно отстранилась от остального человечества. Это было связано как с достаточно двусмысленным положением колонии относительно земных законов, так и с тем, что проводить и контролировать генетические эксперименты, длящиеся, как правило, не одно поколение, проще внутри закрытого сообщества. В определенные периоды своей истории Цетаганда была практически полностью закрыта для массовых контактов с остальным человечеством. Это обстоятельство, наравне с другими факторами, существенно повлияло на формирование цетагандийского менталитета.
1. Избранность
Каждому цетагандийцу и всему народу в целом свойственно ощущение собственной избранности, уверенность в правильности именно их формы развития, структуры общества и пр.
Более того, нормальным является восприятие "цетагандийцы = люди", представители других цивилизаций не воспринимаются в полной мере людьми. Это не является причиной для исключительно пренебрежительного отношения, но закладывает очень важное и четко осознаваемое различие. В каком виде это проявляется, зависит во многом от опыта взаимодействия каждого конкретного цетагандийца с инопланетниками – в данном случае с барраярцами. Оно варьируется от "животные: бешеных уничтожить, остальных использовать по назначению" до "не вы, но лучшие из лучших ваших потомков смогут внести свой вклад в генофонд человечества", большие крайности встречаются все же крайне редко.
В норме отношении обитателей остальных миров, хотя бы внешне цетагандийцы склонны к адекватной отстраненности и холодной вежливости. Если ситуация требует, цетагандиец вполне может с инопланетником общаться –даже с уважением, если к тому есть повод, однако полного доверия и контакта в этой ситуации для нормального цетагандийца быть не может.
NB! Ощущение избранности не влечет за собой "синдрома белого человека" – потребности заботиться об остальном мире. В центре всегда остаются интересы Цетаганды, остальной мир служит фоном или материалом или чем придется для этого.
2. Неравенство как норма
Как следствие из предыдущего – для цетагандийцев характерно четкое и абсолютное разделение "свой – чужой". Ни один цетагандиец не признает инопланетника равным или подобным даже своему обычному соплеменнику, не говоря уж генетической элите. Идентичность "мы – цетагандийцы" работает очень важным определяющим фактором во всех случаях контактов с другими.
Неравенство внутри Цетаганды по отношению к этому вторично, однако тоже воспринимается естественной нормой. Общественный статус – это определение для цетагандийца несет не только внешний, но и глубокий внутренний смысл. В зависимости от статуса к человеку не только обращаются определенным образом, но и он сам ведет себя определенным образом. Кроме того, со статусом возрастает мера уважения к человеку, и различные обсуждения типа "сплетен" касаются только людей своего круга, своего статуса. Низшие никогда не обсуждают подробности жизни высших – это неприлично, высшие никогда не обсуждают низших – это непристойно. Однако обсуждать свой круг в присутствии низших вполне дозволено – в этом случае и те, и другие делают вид, как будто бы низших здесь нет.
В близкое личное общение могут вступать только цетагандийцы одного статуса. Рамки, связанные со статусом, очень жесткие: например, люди очень разного статуса не могут не только быть друзьями (или супругами), но и вообще общаться вне рамок, положенных по ритуалу. Следует помнить, что ритуалы, связанные со статусом, например, форма обращения, строго фиксированы и не допускают вольностей (нельзя говорить гем-лорду "эй, как вас там…"). В противном случае вы рискуете нанести собеседнику оскорбление.
3. Важность отдаленной перспективы
Основополагающим для культуры цетагандийцев является их весьма своеобразное восприятие времени. И дело тут не только в продолжительности жизни, которая в империи существенно превосходит аналогичные показатели иных миров. Скорее дело в том, что цель (не иллюзорная, а вполне реальная, осознаваемая каждым членом социума) существования нации находится далеко за пределами жизни не двух и даже не трех поколений. Это значительно уменьшает их пассионарность и желание преобразовывать мир "здесь и сейчас" – хотя и отнюдь не сводит к нулю. Так, весьма пассионарные гемы действуют не только и не столько ради себя, сколько ради грядущих поколений. Отсюда же проистекает определенный фатализм: принятие того, что в жизни существует множество неизменимых вещей (ты не можешь изменить свою кастовую принадлежность – она определена до твоего рождения), поэтому часто целью является не преобразование системы, а наилучшее использование себя и имеющихся возможностей в рамках существующей системы.
4. Эстетика и ритуальность
Эстетика очень, очень важное для цетагандийцев понятие! "Эстетика выше этики" или "эстетика есть этика". Правильно и законно именно то, что красиво.
В силу хорошо развитых, не только у аутов или гемов, но и у обычных цетагандийцев, каналов восприятия (как правило, они обладают прекрасными музыкальных слухом, голосом, восприятием цвета и т.п.) они склонны улавливать тончайшие нюансы и любоваться именно ими. Иногда – в частности, в случае с произведениями принципиально иной культуры – это происходит в ущерб целому.
При этом эстетика тесно связана с понятием функциональности: все в жизни (инструменты и законы, человек и общество, поступки и мысли) должно быть полезно-и-красиво, что в представлении цетагандийцев вряд ли возможно одно без другого.
Через эту призму воспринимаются и оцениваются не только вещи или явления природы, но и поступки людей, причем посторонний может посчитать это безнравственным: в частности, цетагандийцы вполне способны восхититься "красивым убийством". Нет, убийцу, конечно, посадят в тюрьму, но цетагандийцы не преминут выразить свое уважение и восхищение. В принципе они способны даже простить оскорбление, буде оно нанесено эстетически безупречно.
Культура Цетаганды глубоко ритуализирована. Ритуалы, большие и малые, сопровождают всю жизнь человека, присутствуя как в ее важных событийных вехах, так и в ежедневной обыденности. Ритуал – это не только внешняя форма выражения, но и сама суть действия. На Цетаганде нет разделения на духовную сущность ритуала и ритуальные действия: эти понятия абсолютно совпадают. Цетагандийские ритуалы никак не связанны с религией, но очень тесно связанны с эстетикой и ее правильным восприятием. Отсюда такие традиционные для них ритуалы, как любование Луной или цветением сливы, или чайная церемония.
5. Гражданский долг как определяющий фактор
Для национального характера крайне важны понятия долга и чести. Иметь честь для цетагандийца значит жить, исполняя свой долг и отдавая многочисленные долги и должки. Наиболее важны долг перед нацией, страной и Императором, долг перед семьей (кланом), долг перед местом работы. Кроме этих больших "долгов", цетагандиец имеет и множество более мелких "должков" перед любым человеком, который оказал ему услугу, причем услугой считается даже открыть дверь перед человеком, который несет тяжелые вещей. Долг не распространяется на человека, который выполняет свои рабочие обязанности.
Как следствие, все цетагандийцы трудолюбивы. Вкалывать хоть где-то воспринимается необходимостью изнутри и поощряется общественным мнением.
Цетагандийцы придают большое значение карьере – как воплощению собственной социальной значимости и пользы. Если у цетагандийца (особенно гема) нет должности, его жизнь неполна. Если должность есть, по карьерной лестнице он двигается медленно, прохождение всей цепочки должностей может занять около 80 лет.
У гемов же потребность служить (использовать свои таланты на благо обществу) заложена генетически, и неудачная карьера может стоить гему жизни. Необязательно это будет самоубийство – можно и просто тихо зачахнуть. Здесь действует что-то вроде генетического приказа "стал бесполезен – умри" (однако оценка собственной полезности остается весьма субъективной, поэтому в случае отсутствия должности не обязательно сразу умирать – можно найти и другие пути). И все же карьерная борьба в среде гемов очень жестокая, ее частично смягчает клановость – борется не персона с персоной, а клан с кланом.
6. Тенденция к мирному развитию
Как ни смешно это прозвучит в этой ситуации, цетагандийцы отдают предпочтение именно мирному развитию человечества. Однако эволюционное развитие невозможно без конкуренции и естественного отбора. Поскольку, как выше уже было сказано, человечество = сами цетагандийцы, Цетаганда проводит достаточно активную внешнюю политику. Таким образом, остальной мир служит испытательным полигоном – в основном, для гемов, которые в силу дополнительных физических характеристик и особенностей воспитания, более агрессивны.
7. Клановость
Исторически в характере цетагандийцев сформирована и намертво закреплена такая черта, как клановость. В первую очередь это касается гемов и аутов, но отражается и на рядовых цетагандийцах. Для цетагандийца естественно воспринимать себя, как часть той или иной общности (семья, клан, каста, нация). Исключение из социума весьма болезненно, если не смертельно. Одним из внешних проявлений корпоративности является гем-грим, как максимально доступный источник информации о клановой принадлежности, столь важной для касты гемов.
8. Эмоциональная сдержанность и ее последствия
Эмоциональная сдержанность является общепринятой нормой, этикет и понимание эстетики запрещает бурные проявления любых эмоций и вообще весьма ограничивает способы их выражения. Несдержанный эмоционально человек "теряет лицо".
В связи с подобной особенностью культуры цетагандийцы предпочитают вредить врагам не напрямую, а подсиживать их исподтишка. При этом месть по-цетагандийски должна прежде всего принести моральное удовлетворение мстящему, отчего превращается в своего рода произведение искусства – длинное, красивое, сложное, но со вкусом. Месть не обязательно должна приводить к смерти противника, но к унижению обязательно. Хорошая месть может тянуться из поколения в поколение, правнук заканчивает начатое, скажем, прадедом, одновременно проектируя что-то свое. Сложные семейные интриги даже не обязательно должны завершиться успехом – красивый замысел тоже можно оставить в умах потомков.
Дополнение: несколько важных отличий между моделируемым и книжным историческими периодами:
1. Барраяр – первый прецедент распространения влияния империи на иное государство и культуру. Восемь миров с марионеточными режимами появятся уже позже.
2. Класс аут-леди еще не окружен столь жестким табу. Известно, что пресловутые пузыри аут-леди на тот момент являются просто защитным полем, носятся включенным не постоянно, связанны не с креслами, а с поясами.
3. Возможны дополнения.
читать дальшеНа нижней ступени
Это, естественно, наиболее многочисленный класс – они составляют больше 80% цетагандийцев.
Важно отметить, что хоть они и могут восприниматься гемами как "люди второго сорта", они воспринимаются в первую очередь людьми, в отличие от представителей других цивилизаций, отношение к которым редко перешагивает эту важную ступень.
Следующая ступень – "младшая аристократия" – гемы. Они занимают посты в военной и гражданской администрации сатрапий (цетагандийских колониальных планет-государств), занимаются внешними дипломатическими и торговыми сношениями, внешней и внутренней безопасностью. Также это ведущие ученые биологи и генетики (в том, что не касается человеческого генома). Их отличают существенные генетические изменения, как за счет экспериментов аутов, так и из-за "вливания" крови аутов через браки с аут-леди. Они не могут размножаться естественным путем (из-за значительных изменении в женской репродуктивной системе), мужчины вполне репродуктивны. Для них характерна кланово-семейная структура; по отношению к аутам они находятся в личном и семейном вассальном подчинении.
Гемы составляют больше 15% цетагандийского общества.
На самом верху со времен становления Империи находятся ауты. Это император, сатрап-губернаторы, часть административной верхушки не силовых ведомств, а также – и в основном – управление всеми изменениями в генофонде цетагандийцев (Звездные Ясли). Они неспособны размножаться естественным путем; и генетически наиболее далеки от обычных людей. Они образуют так называемые "созвездия" – не столько семьи, сколько генетические линии, и именно в руках созвездий аутов (которые составляют менее 5% цетагандийцев) сосредоточена вся верховная власть – политическая и генетическая.
Система управления:
читать дальшеВо главе Цетагандийской Империи стоит на первый взгляд единовластный правитель Император. Его волей принимаются все законы и указы в империи. Он назначает сатрап-губернаторов из аутов, управляющих восьмью цетагандийскими сатрапиями. Система управления состоит из различных ведомств, посты в которых могут занимать, как ауты, так и гемы. При этом военные ведомства и СБ комплектуются практически целиком только из последних.
Параллельно этой, вполне понятной для не-цетагандийца линии, существует также линия генетического управления, не менее, а иногда и более, важная для нации. Во главе ее стоит Императрица, которая, как правило, является главой Звездных Яслей. Помимо прочих своих функций, заключающихся в управлении всей генетической политикой Цетаганды, за ней решающий голос в Совете Яслей (в который входят консорты сатрапий – аут-леди, отвечающие за деятельность Яслей на их территориях), в том числе и в вопросе принятия в Совет новой леди-консорта, кандидатуру которой представляет Совет.
Брак, семья, формирование потомства
читать дальшеБрак на Цетаганде представляет собой союз для объединения генов представителей разных кланов в потомстве (потомство внутри клана формируется по решению главы клана). Брачный контракт может подразумевать что угодно, от единичного мероприятия до уникального партнерства (когда все потомство одного из партнеров формируется только от указанного в контракте партнера) –взаимного или одностороннего. Уникальным является партнерство императора, императрицы, аут-леди и гем-лорда, в остальных случаях – по желанию договаривающихся сторон. Брачные контракты довольно часто заключаются на время, и подобный союз может вообще не иметь ничего общего с семьей, кроме воспроизводства потомства. Его воспитанием занимается тот из кланов, к которому по контракту оно будет принадлежать – супруги совершенно не обязаны жить вместе. Таким образом, связь в браке куда слабее, чем связь внутри клана. Как следствие, среди высших слоев цетагандийского общества распространенно многоженство.
Среди аутов брачные контракты заключаются исключительно по указанию Звездных Яслей, а для заключения подобных контрактов в других классах необходимо их одобрение. Все это в первую очередь касается аутов и гемов, но не может не отражаться так же и на низших слоях, и на восприятии цетагандийцами остального человечества.
Генетическая неспособность как аут-, так и гем-женщин к естественному воспроизводству потомства так же обусловлена потребностями генетических экспериментов в масштабах расы, и подкреплена культурно. Естественная беременность и естественные роды считаются чем-то диким и крайне неэстетичным-и-нефункциональным. Практически все потомство на Цетаганде производится искусственно, в репликаторах.
При этом брак и секс – две совершенно не связанные друг с другом вещи. Как говорят цетагандийцы, брак – это общественный долг, а секс – личное дело каждого, и поэтому дело практически совершенно свободное. Однако он подчиняется некоторым неписаным правилам: крайне неприлично, например, вступать в сексуальные контакты родственникам ближе третьего колена (троюродным можно, а двоюродным уже нет). К сексу на Цетаганде относятся эстетически, воспринимая его как своеобразную разновидность искусства. Поэтому там распространены картинки, фото и зрелища, которые иностранцы склонны трактовать как порнографию. Гомосексуальные связи на Цетаганде всегда считались нормой. Мужчины и женщины по-своему прекрасны, и отвергать что-либо значит нарушать естественный порядок вещей.
Воспитание и образование
читать дальшеУчиться цетагандиец начинает лет в пять-шесть. В обществе отношение к обучению очень серьезное, существует развитая сеть как государственных, так и частных школ. На этапе школьного обучения третий класс и гемы не смешиваются. Качество обучения в них примерно одинаковое, разница – в культуре, ритуалах и т.д.
Воспитание мальчиков и девочек, а также представителей разных каст значительно различается. У рядовых цетагандийцев и гемов мужчин больше настраивают на работу, карьеру, почтительность к старшим, а девочек – на домашние дела, мягкость и заботу о муже. У аутов подобное деление происходит на более глобальном уровне, порождая с одной стороны аристократических управленцев, а с другой аут-леди, как ответственных за сохранение и усовершенствование генофонда Цетаганды.
По окончании школы образование начинается профильное образование. Распределение по профилям происходит в зависимости от результатов множества тестирований (что соответствует идеи наилучшего использования ресурсов), хоть и не отрицает возможности самостоятельного решения – правда, в ограниченных пределах. Значительная часть третьего класса получает специальное образование, однако среди них немало и тех, кто получает высшее образование вместе с гемами. Этот этап взаимодействия способствует укреплению общественных связей и закладывает основы будущей карьеры молодых цетагандийцев.
Ауты в этом процессе не участвуют, поскольку их система образования закрыта для посторонних.
Менталитет
читать дальше
Описанные особенности менталитета цетагандийцев необходимо учитывать при разработке персонажей этого блока, но не стоит забывать и о том, что возможны отличия в приложении к военным или полувоенным условиям Барраяра.
В отличие от Барраяра, чья изоляция оказалась результатом непроизвольного "схлопывания" ПВ-туннеля, Цетаганда изначально и совершенно осознанно отстранилась от остального человечества. Это было связано как с достаточно двусмысленным положением колонии относительно земных законов, так и с тем, что проводить и контролировать генетические эксперименты, длящиеся, как правило, не одно поколение, проще внутри закрытого сообщества. В определенные периоды своей истории Цетаганда была практически полностью закрыта для массовых контактов с остальным человечеством. Это обстоятельство, наравне с другими факторами, существенно повлияло на формирование цетагандийского менталитета.
1. Избранность
Каждому цетагандийцу и всему народу в целом свойственно ощущение собственной избранности, уверенность в правильности именно их формы развития, структуры общества и пр.
Более того, нормальным является восприятие "цетагандийцы = люди", представители других цивилизаций не воспринимаются в полной мере людьми. Это не является причиной для исключительно пренебрежительного отношения, но закладывает очень важное и четко осознаваемое различие. В каком виде это проявляется, зависит во многом от опыта взаимодействия каждого конкретного цетагандийца с инопланетниками – в данном случае с барраярцами. Оно варьируется от "животные: бешеных уничтожить, остальных использовать по назначению" до "не вы, но лучшие из лучших ваших потомков смогут внести свой вклад в генофонд человечества", большие крайности встречаются все же крайне редко.
В норме отношении обитателей остальных миров, хотя бы внешне цетагандийцы склонны к адекватной отстраненности и холодной вежливости. Если ситуация требует, цетагандиец вполне может с инопланетником общаться –даже с уважением, если к тому есть повод, однако полного доверия и контакта в этой ситуации для нормального цетагандийца быть не может.
NB! Ощущение избранности не влечет за собой "синдрома белого человека" – потребности заботиться об остальном мире. В центре всегда остаются интересы Цетаганды, остальной мир служит фоном или материалом или чем придется для этого.
2. Неравенство как норма
Как следствие из предыдущего – для цетагандийцев характерно четкое и абсолютное разделение "свой – чужой". Ни один цетагандиец не признает инопланетника равным или подобным даже своему обычному соплеменнику, не говоря уж генетической элите. Идентичность "мы – цетагандийцы" работает очень важным определяющим фактором во всех случаях контактов с другими.
Неравенство внутри Цетаганды по отношению к этому вторично, однако тоже воспринимается естественной нормой. Общественный статус – это определение для цетагандийца несет не только внешний, но и глубокий внутренний смысл. В зависимости от статуса к человеку не только обращаются определенным образом, но и он сам ведет себя определенным образом. Кроме того, со статусом возрастает мера уважения к человеку, и различные обсуждения типа "сплетен" касаются только людей своего круга, своего статуса. Низшие никогда не обсуждают подробности жизни высших – это неприлично, высшие никогда не обсуждают низших – это непристойно. Однако обсуждать свой круг в присутствии низших вполне дозволено – в этом случае и те, и другие делают вид, как будто бы низших здесь нет.
В близкое личное общение могут вступать только цетагандийцы одного статуса. Рамки, связанные со статусом, очень жесткие: например, люди очень разного статуса не могут не только быть друзьями (или супругами), но и вообще общаться вне рамок, положенных по ритуалу. Следует помнить, что ритуалы, связанные со статусом, например, форма обращения, строго фиксированы и не допускают вольностей (нельзя говорить гем-лорду "эй, как вас там…"). В противном случае вы рискуете нанести собеседнику оскорбление.
3. Важность отдаленной перспективы
Основополагающим для культуры цетагандийцев является их весьма своеобразное восприятие времени. И дело тут не только в продолжительности жизни, которая в империи существенно превосходит аналогичные показатели иных миров. Скорее дело в том, что цель (не иллюзорная, а вполне реальная, осознаваемая каждым членом социума) существования нации находится далеко за пределами жизни не двух и даже не трех поколений. Это значительно уменьшает их пассионарность и желание преобразовывать мир "здесь и сейчас" – хотя и отнюдь не сводит к нулю. Так, весьма пассионарные гемы действуют не только и не столько ради себя, сколько ради грядущих поколений. Отсюда же проистекает определенный фатализм: принятие того, что в жизни существует множество неизменимых вещей (ты не можешь изменить свою кастовую принадлежность – она определена до твоего рождения), поэтому часто целью является не преобразование системы, а наилучшее использование себя и имеющихся возможностей в рамках существующей системы.
4. Эстетика и ритуальность
Эстетика очень, очень важное для цетагандийцев понятие! "Эстетика выше этики" или "эстетика есть этика". Правильно и законно именно то, что красиво.
В силу хорошо развитых, не только у аутов или гемов, но и у обычных цетагандийцев, каналов восприятия (как правило, они обладают прекрасными музыкальных слухом, голосом, восприятием цвета и т.п.) они склонны улавливать тончайшие нюансы и любоваться именно ими. Иногда – в частности, в случае с произведениями принципиально иной культуры – это происходит в ущерб целому.
При этом эстетика тесно связана с понятием функциональности: все в жизни (инструменты и законы, человек и общество, поступки и мысли) должно быть полезно-и-красиво, что в представлении цетагандийцев вряд ли возможно одно без другого.
Через эту призму воспринимаются и оцениваются не только вещи или явления природы, но и поступки людей, причем посторонний может посчитать это безнравственным: в частности, цетагандийцы вполне способны восхититься "красивым убийством". Нет, убийцу, конечно, посадят в тюрьму, но цетагандийцы не преминут выразить свое уважение и восхищение. В принципе они способны даже простить оскорбление, буде оно нанесено эстетически безупречно.
Культура Цетаганды глубоко ритуализирована. Ритуалы, большие и малые, сопровождают всю жизнь человека, присутствуя как в ее важных событийных вехах, так и в ежедневной обыденности. Ритуал – это не только внешняя форма выражения, но и сама суть действия. На Цетаганде нет разделения на духовную сущность ритуала и ритуальные действия: эти понятия абсолютно совпадают. Цетагандийские ритуалы никак не связанны с религией, но очень тесно связанны с эстетикой и ее правильным восприятием. Отсюда такие традиционные для них ритуалы, как любование Луной или цветением сливы, или чайная церемония.
5. Гражданский долг как определяющий фактор
Для национального характера крайне важны понятия долга и чести. Иметь честь для цетагандийца значит жить, исполняя свой долг и отдавая многочисленные долги и должки. Наиболее важны долг перед нацией, страной и Императором, долг перед семьей (кланом), долг перед местом работы. Кроме этих больших "долгов", цетагандиец имеет и множество более мелких "должков" перед любым человеком, который оказал ему услугу, причем услугой считается даже открыть дверь перед человеком, который несет тяжелые вещей. Долг не распространяется на человека, который выполняет свои рабочие обязанности.
Как следствие, все цетагандийцы трудолюбивы. Вкалывать хоть где-то воспринимается необходимостью изнутри и поощряется общественным мнением.
Цетагандийцы придают большое значение карьере – как воплощению собственной социальной значимости и пользы. Если у цетагандийца (особенно гема) нет должности, его жизнь неполна. Если должность есть, по карьерной лестнице он двигается медленно, прохождение всей цепочки должностей может занять около 80 лет.
У гемов же потребность служить (использовать свои таланты на благо обществу) заложена генетически, и неудачная карьера может стоить гему жизни. Необязательно это будет самоубийство – можно и просто тихо зачахнуть. Здесь действует что-то вроде генетического приказа "стал бесполезен – умри" (однако оценка собственной полезности остается весьма субъективной, поэтому в случае отсутствия должности не обязательно сразу умирать – можно найти и другие пути). И все же карьерная борьба в среде гемов очень жестокая, ее частично смягчает клановость – борется не персона с персоной, а клан с кланом.
6. Тенденция к мирному развитию
Как ни смешно это прозвучит в этой ситуации, цетагандийцы отдают предпочтение именно мирному развитию человечества. Однако эволюционное развитие невозможно без конкуренции и естественного отбора. Поскольку, как выше уже было сказано, человечество = сами цетагандийцы, Цетаганда проводит достаточно активную внешнюю политику. Таким образом, остальной мир служит испытательным полигоном – в основном, для гемов, которые в силу дополнительных физических характеристик и особенностей воспитания, более агрессивны.
7. Клановость
Исторически в характере цетагандийцев сформирована и намертво закреплена такая черта, как клановость. В первую очередь это касается гемов и аутов, но отражается и на рядовых цетагандийцах. Для цетагандийца естественно воспринимать себя, как часть той или иной общности (семья, клан, каста, нация). Исключение из социума весьма болезненно, если не смертельно. Одним из внешних проявлений корпоративности является гем-грим, как максимально доступный источник информации о клановой принадлежности, столь важной для касты гемов.
8. Эмоциональная сдержанность и ее последствия
Эмоциональная сдержанность является общепринятой нормой, этикет и понимание эстетики запрещает бурные проявления любых эмоций и вообще весьма ограничивает способы их выражения. Несдержанный эмоционально человек "теряет лицо".
В связи с подобной особенностью культуры цетагандийцы предпочитают вредить врагам не напрямую, а подсиживать их исподтишка. При этом месть по-цетагандийски должна прежде всего принести моральное удовлетворение мстящему, отчего превращается в своего рода произведение искусства – длинное, красивое, сложное, но со вкусом. Месть не обязательно должна приводить к смерти противника, но к унижению обязательно. Хорошая месть может тянуться из поколения в поколение, правнук заканчивает начатое, скажем, прадедом, одновременно проектируя что-то свое. Сложные семейные интриги даже не обязательно должны завершиться успехом – красивый замысел тоже можно оставить в умах потомков.
Дополнение: несколько важных отличий между моделируемым и книжным историческими периодами:
1. Барраяр – первый прецедент распространения влияния империи на иное государство и культуру. Восемь миров с марионеточными режимами появятся уже позже.
2. Класс аут-леди еще не окружен столь жестким табу. Известно, что пресловутые пузыри аут-леди на тот момент являются просто защитным полем, носятся включенным не постоянно, связанны не с креслами, а с поясами.
3. Возможны дополнения.
@темы: Цетаганда, концепты, "Нам здесь жить"